Up side down или Вверх ногами.

      Смысл слов становится размытым, и даже обратными изначальному.
      (Наблюдение)

      Когда слова теряют смысл, народ постигает бедствие.
      (Конфуций)

      Прежде чем читать эту статью, возьмите, пожалуйста, ручку (или карандаш) для того, чтобы заполнить пропущенные места.

      Одним из моих первых впечатлений в городе Петербург была рекламная надпись, которая располагалась над Петергофским шоссе. Надпись гласила «Не хлебом единым жив человек. Нужно что-то и выпить». Таким образом рекламировался какой-то спиртной напиток, водка, наверное. В каком-то смысле я был даже благодарен авторам этого слогана, потому что всякий раз проезжая мимо мне приходилось самому себе напоминать фразу оригинала: «Не хлебом одним будет жить человек, но ________________________________________________» .
      Как известно, фразу эту Спаситель произносит в ответ на одно из искушений диавола. В этой ситуации, как и в ответах на другие искусы, Господь вновь и вновь цитирует Священное Писание. В Его устах слова Священного Писания обретают силу. Он, поступая соответственно написанному, словно бы возвращает им первоначальный смысл.
      Когда мне было 16 лет, я не раз слышал фразу «нет ничего святого», сказанную в адрес своих сверстников. Звучала фраза, как правило, из уст людей средних лет, тех, к коим я сам сейчас и отношусь. По сути, таким образом выражалось несогласие с внешним видом или стилем музыки тогдашней молодёжи. Уже теперь я начинаю понимать, какая опасная подмена понятий происходила в этом случае. Традиции и культура, устоявшиеся взгляды предлагались как эквивалент святости, а вкусы молодых, как нечто нечистое, греховное. Сегодня я ловлю себя на мысли, что я зачастую поступаю точно также: когда мне что-то не нравится в выборе моих детей, я начинаю видеть в этом происки тёмных сил. Так ли это на самом деле?
      Не попадаемся ли мы в ловушку своих заблуждений, как и наши предшественники?
      Не ведём ли мы себя как фарисеи, которым Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: _______, ________ и _________; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживаю-щие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» .
      Я хочу научиться судить о вещах объективно, но понимаю, что это навсегда останется только стремлением. Мы всегда будем субъективны в своих вкусах.
      Я хочу научиться уважать чужое мнение, не зависимо от того мнение ли это 14-летнего подростка или мнение взрослого человека. Именно уважать – т.е. не ставить ниже своего.
      Я хочу научиться никого не судить. Ведь первая заповедь и важнейшая в законе гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем __________________ твоим и всею _________________ твоею и всем ______________________ твоим», а, вторая, подобная ей: «Возлюби ____________________________________________________________» . Возлюби, а не воздай каждому по делам его.

      Между тем, я ловлю себя на мысли, что мы живём как раз по этим ветхо-заветным принципам. Воздать каждому заслуженное – «Око за око». Вспомните свои разговоры, свои мысли – как мы говорим о людях, как мы поступаем по отношению к ним – не только к близким, а ко всем?
      В этом ли Святость?
      В этом ли наш Христианский путь?
      Конечно, в миру всё переиначилось, всё перевернулось, стало вверх дном, но друзья мои, ведь и мы перевернули не меньше: «Оставив заповедь Божию, держитесь_______________________человеческого.»
      Возможно, Рождественские дни – не самое удачное время для подобных размышлений, но почему-то именно они заставляют серьёзно задумываться о действительно важном.

      Я смотрю на сверкающие блёстками открытки с изображениями Марии, Иосифа и младенца Христа. Нам нравятся блестящие персонажи этой Рождественской истории, они словно бы сошли со страниц какой-то сказки. Но, Боже мой, ведь рождение Христа – это не сказка. Рождение Христа невозможно увидеть на картинке. Его образ можно найти только в потаённых уголках своего сердца. «Слово стало плотью!», «Младенец родился нам!»
      Я понимаю, что мы уже привыкли думать, что «красота спасёт мир», но я совсем не верю в то, что одежды Иосифа и Марии отливали шёлком, а пещера, в которой родился Христос, блистала неземным светом, напоминающим новогоднюю иллюминацию. Точнее я не верю в то, что это было так буквально. Ведь «красота спасёт мир» это совсем о другой красоте!!! В оригинальном тексте Достоевского фраза «Красота спасёт мир» вовсе не имеет того смысла, в котором она обычно произносится. Если выразиться точнее, размышления героев Достоевского о красоте гораздо более сложные. Устами князя Мышкина, Достоевский в своём романе говорит об именно внутренней красоте человека, о том, что только в стремлении к добру, в отречении от зла мир может становиться лучше. Под красотой Достоевский понимает внутреннее стремление человека к добру, а вовсе не совершенство линий и искры фейерверков.
      К сожалению, сегодня все понятия спутаны: как говорил китаец Конфуций – мир изолгался, а слова потеряли смысл, и нужно заново давать имена вещам и понятиям. Мы и сегодня часто смешиваем смирение с комплексом неполноценности, храбрость – с наглостью, щедрость – с глупостью, а покаяние – с самобичеванием, самоуничижением и тоской. Какими мы видим самих себя – уверенными в своей праведности или молящимися о прощении?
      Два человека вошли в храм помолиться. Первый говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», второй же говорил совсем иные слова: « Боже! _________________________________________.»

      Я пытаюсь нащупать истину.
      Я пытаюсь соприкоснуться с тайной духовного мира.
      Я пытаюсь найти соответствие на страницах священного писания и нахожу слова:
      «алкал Я, и вы _______________________________________;
      жаждал, и вы _______________________________________;
      был странником, и вы ________________________________;
      был наг, и вы ________________________________________;
      был болен, и вы ______________________________________;
      в темнице был, и вы __________________________________.
      Тогда праведники скажут Ему в ответ:
      Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?
      или жаждущим, и напоили?
      когда мы видели Тебя странником, и приняли?
      или нагим, и одели?
      когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
      И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» .

      Только Бог может дать спасение миру. Только Христос – Рожденный, Распятый, Воскресший – есть мера святости и источник спасения. Ему слава ныне и в день вечный!

      К. Жигулин